Школы после войны, как правило, были в неприспособленных помещениях,
с большим дефицитом педагогов. По этой причине обязательное образование –
начальное. Со временем образовательный уровень был поднят до семилетки –
одна школа на несколько сел. Приходилось в школу ходить за 4-5, а то и больше
километров по бездорожью. Среднее образование могли получить далеко не все: на
район было всего две средние школы и за обучение необходимо было платить 150
рублей в год, деньги на то время для сельского жителя, не получавшего зарплаты
за работу в колхозе, были не малые. Для большинства сельских подростков на
семилетке учеба заканчивалась.
В 1952 году Перелюбская семилетка стала средней школой. Классы
комплектовались разновозрастными учениками: сказался перерыв в учебе в годы
оккупации. В этом же году в школу было направлено сразу 5 или 6 учителей – выпускников
института. Они заметно выделялись среди других учителей – молодые, красивые,
как на то время, прилично одетые. Для сельских учеников, в одеждах из
домотканого полотна, зачастую босых, они стали кумирами.
Среди новых учителей сразу выделился преподаватель русского языка и
литературы Михаил Меерович Браер. Невысокого роста, худенький, очень подвижный,
он сразу пришелся по душе великовозрастным, на голову выше его ученикам. Он
преподавал свой предмет как-то по-другому, более широко, не по-книжному.
Молодой учитель, вникая в школьную жизнь, общался с учениками.
В то время я начал увлекаться историей и в скудном фонде школьной библиотеки
постоянно искал что-то на историческую тему. Художественная литература меня
мало интересовала. При очередном копании в библиотеке слышу обращение ко мне
своего учителя: «Что, интересуешься, историей?» Он был значительно ниже меня
ростом, но я по-детски смутился из-за того, что я ищу литературу не его
предмета. Здесь у меня состоялся первый в моей жизни серьезный разговор о
литературе, истории, о жизни. Я был поражен, что этот маленький, на первый
взгляд, человек так много знает. Он как-то вырос в моих глазах, стал солидным,
большим человеком. Напоследок он взял из стопки книг «Тараса Бульбу» и посоветовал
прочитать. Тогда мы практически ничего не знали о казачестве, его быте,
традициях, высоком патриотизме. Книга произвела на меня неизгладимое
впечатление, а его замечание, что историю невозможно изучать и серьезно
разобраться в ней только по историческим романам, осталось со мной на всю
жизнь. Возможно, после этого разговора учителя с учеником я по-другому стал
относиться и к истории и к серьезной классической литературе.
Нас удивляло, что Михаил Меерович так пристально интересуется
спортивными занятиями, часто заглядывает то в спортзал, то на школьный
стадион. В школе была большая комсомольская организация – 180 членов ВЛКСМ.
Браер активно вмешался в жизнь школьного комсомола, что-то советовал, что-то
сам начинал организовывать. Позже, когда мне пришлось возглавить комитет
комсомола школы, я сожалел о том, что Михаил Меерович был переведен в другую
школу.
В то время ученики мало что знали о личной жизни своих учителей. Это
было табу. Мы не могли представить, какие трагические события довелось
пережить нашему молодому учителю в период войны. Еще не было в лексиконе слов
«Катастрофа», «Холокост», а он эти события уже пережил в детстве. Фашистские
головорезы убили его родителей, братьев и сестер, а Михаил Меерович чудом
избежал этой участи. Когда началась война, он был на лечении в детском
санатории, который эвакуировался на восток вместе с его пациентами. Голодная и
холодная сиротская жизнь далеко в тылу воюющей страны, но ему и здесь повезло.
Его определили в Черешенский детский дом, тоже эвакуированный на восток из
Черниговщины. Директором этого детского дома был замечательный педагог Илья
Ефимович Темес. Много лет спустя, работая в Коропе, мне пришлось с ним часто
общаться, и, несмотря на то, что он был подчинен мне по службе, я всегда
воспринимал его как старшего, высоко эрудированного интеллигентного человека.
Он дал путевку в жизнь многим хорошим людям.
После войны детский дом возвращается на Черниговщину. Пребывая в
детском доме, Михаил Меерович заканчивает среднюю школу на Коропщине и
поступает в Нежинский пединститут, связывая навсегда свою жизнь с воспитанием
детей. Учиться в послевоенное время, не имея ни родных, ни близких, было
необычайно сложно. По рассказам Темеса, он не оставлял своих питомцев, на
каникулы приглашая к себе в детдом, помогал им как мог, чтобы смогли продолжать
учебу. Михаил Меерович сумел преодолеть эти сложные житейские проблемы.
Более пятидесяти лет педагогической практики, причем практически все
это время в должности директора сельской школы – это подвиг. Учитывая его
происхождение, работать директором школы было непросто. Настойчивость и бескомпромиссность
не всегда импонировали руководству – может быть, поэтому ему периодически
приходилось менять место работы. Благодаря его опыту, умению работать с
людьми, он всегда оставался востребованным. Менялись школы, но всегда
оставалась бессменной должность «директор школы» – вечный директор школы. Во
время очередного перемещения он назначается директором школы в мое родное село
Белошицкая Слобода и работает здесь около десяти лет. Я знаю многих педагогов
уже из молодого поколения, работавших в этой школе вместе с ним. Отзывы о
себе он оставил здесь самые благоприятные за свою скромность, справедливость и
понимание людей.
Работая долгое время с районами области, мне иногда приходилось
встречаться со своим учителем. Я уже знал от него самого и от людей, близких к
нему, о той страшной трагедии, которую ему довелось пережить в детстве,
потеряв родных и близких людей в период Холокоста. Я понимал и сочувствовал
его горю. Все эти годы утешением и отрадой ему были жена и дети.
Не так давно я встретил своего учителя в Чернигове. Первое, что мне
сообщил Михаил Меерович, это то, что он разыскал своего родного брата, с
которым не встречался более шестидесяти лет и не знал о его существовании, а
не так давно он побывал у него в гостях в Израиле. Нужно было видеть его
глаза, чтобы понять его радость при воспоминании о встрече с родным человеком
после долгой разлуки. Тогда я искренне порадовался, что ему хоть уже и в
зрелом возрасте, а посчастливилось встретить родного человека.
Сейчас Михаил Меерович на заслуженном отдыхе. Настоящий учитель – это
не профессия, а зов души. Таким он и остается. Накануне профессионального
праздника Дня учителя хочется пожелать этому замечательному, неугомонному
человеку, Учителю с большой буквы, добра, бодрости духа, хорошего настроения и
радости от близких и родных, счастья в семьях родных ему людей и до 120!