Жадівський ЗСО І-ІІІ ступенів імені Т. Г. Шевченка

 Вітаю Вас  Гость | Группа "Гости"

Наша адреса:
Чернігівська обл.
Новгород-Сіверський р-н.
с. Жадове вул. Центральна, 28
Жадівський ЗСО І-ІІІ ступенів
імені Т. Г. Шевченка
телефон: 2-34-86
Ел. пошта:
Жадівський ЗСО І-ІІІ ступенів імені Т.Г.Шевченка
До 75 річниці Перемоги
 До 75 річниці Перемоги
Дистанційне навчання
 Дистанційне навчання
Меню сайту
Знайти на сайтi
Профiль
Субота
20.04.2024
11:15

                         
               
               
     
Статистика

Всього користувачів: 2517

Нових за місяць: 1

Нових за тиждень: 0

Нових вчора: 0

Нових сьогодні: 0


Статистика материалов:

Новин: 320
Фотографій: 4499
Коментарів: 20

Зараз на сайті: 1
Невідомих: 1
Користувачів сайту: 0


Міні-Чат
Погода
Свята України
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Сайти ЗЗСО району
Банер
 
Банер
 
Банер
 
Банер
 
Банер
 
Банер
 
Банер
 
Банер
 
Банер
 
Банер
 
Банер
 
Банер
 


СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ. Браер М.М.


Вітаємо Вас на офіційному сайті Жадівського закладу загальної середньої освіти І-ІІІ ступенів імені Т.Г.Шевченка Семенівської міської ради!

    

     Я люблю это время. Несмотря на то, что свои дети и внуки уже выросли, а сентябрьские хлопоты ушли в прошлое, приятно наблюдать за маленькими несмышленышами-первоклассниками в новенькой школьной форме. Мальчики в галстуках, как у взрослых дядей, девочки с непомерно большими бантами, отчего их головки становятся похо-жими на большие букеты цветов. Сегодня они жмутся к мамам, забыв, что сами уже повзрослели. Это потом, через какое-то время, они шумной ватагой будут выпархивать из классов, как птенцы из гнезда. 


Школы после войны, как прави­ло, были в неприспособленных по­мещениях, с большим дефицитом педагогов. По этой причине обя­зательное образование – началь­ное. Со временем образователь­ный уровень был поднят до семи­летки – одна школа на несколько сел. Приходилось в школу ходить за 4-5, а то и больше километров по бездорожью. Среднее образо­вание могли получить далеко не все: на район было всего две сред­ние школы и за обучение необхо­димо было платить 150 рублей в год, деньги на то время для сель­ского жителя, не получавшего зарплаты за работу в колхозе, были не малые. Для большинства сельских подростков на семилет­ке учеба заканчивалась.

В 1952 году Перелюбская семи­летка стала средней школой. Клас­сы комплектовались разновозрас­тными учениками: сказался пере­рыв в учебе в годы оккупации. В этом же году в школу было направ­лено сразу 5 или 6 учителей – вы­пускников института. Они заметно выделялись среди других учителей – молодые, красивые, как на то вре­мя, прилично одетые. Для сельских учеников, в одеждах из домоткано­го полотна, зачастую босых, они стали кумирами.

Среди новых учителей сразу вы­делился преподаватель русского языка и литературы Михаил Меерович Браер. Невысокого роста, худенький, очень подвижный, он сра­зу пришелся по душе великовозрас­тным, на голову выше его ученикам. Он преподавал свой предмет как-то по-другому, более широко, не по-книжному. Молодой учитель, вникая в школьную жизнь, общался с учени­ками.

В то время я начал увлекаться историей и в скудном фонде школь­ной библиотеки постоянно искал что-то на историческую тему. Художе­ственная литература меня мало инте­ресовала. При очередном копании в библиотеке слышу обращение ко мне своего учителя: «Что, интересуешься, историей?» Он был значительно ниже меня ростом, но я по-детски смутил­ся из-за того, что я ищу литературу не его предмета. Здесь у меня состо­ялся первый в моей жизни серьезный разговор о литературе, истории, о жизни. Я был поражен, что этот ма­ленький, на первый взгляд, человек так много знает. Он как-то вырос в моих глазах, стал солидным, боль­шим человеком. Напоследок он взял из стопки книг «Тараса Бульбу» и по­советовал прочитать. Тогда мы прак­тически ничего не знали о казачестве, его быте, традициях, высоком патри­отизме. Книга произвела на меня не­изгладимое впечатление, а его заме­чание, что историю невозможно изучать и серьезно разобраться в ней только по историческим романам, осталось со мной на всю жизнь. Воз­можно, после этого разговора учите­ля с учеником я по-другому стал от­носиться и к истории и к серьезной классической литературе.

Нас удивляло, что Михаил Меерович так пристально интересуется спортивными занятиями, часто загля­дывает то в спортзал, то на школьный стадион. В школе была большая ком­сомольская организация – 180 членов ВЛКСМ. Браер активно вмешался в жизнь школьного комсомола, что-то советовал, что-то сам начинал орга­низовывать. Позже, когда мне при­шлось возглавить комитет комсомола школы, я сожалел о том, что Михаил Меерович был переведен в другую школу.

В то время ученики мало что зна­ли о личной жизни своих учителей. Это было табу. Мы не могли представить, какие трагические события до­велось пережить нашему молодому учителю в период войны. Еще не было в лексиконе слов «Катастрофа», «Холокост», а он эти события уже пере­жил в детстве. Фашистские голово­резы убили его родителей, братьев и сестер, а Михаил Меерович чудом избежал этой участи. Когда началась война, он был на лечении в детском санатории, который эвакуировался на восток вместе с его пациентами. Го­лодная и холодная сиротская жизнь далеко в тылу воюющей страны, но ему и здесь повезло. Его определи­ли в Черешенский детский дом, тоже эвакуированный на восток из Черниговщины. Директором этого детско­го дома был замечательный педагог Илья Ефимович Темес. Много лет спустя, работая в Коропе, мне пришлось с ним часто общаться, и, несмотря на то, что он был подчинен мне по служ­бе, я всегда воспринимал его как старшего, высоко эрудированного интеллигентного человека. Он дал пу­тевку в жизнь многим хорошим лю­дям.

После войны детский дом возвра­щается на Черниговщину. Пребывая в детском доме, Михаил Меерович за­канчивает среднюю школу на Коропщине и поступает в Нежинский педин­ститут, связывая навсегда свою жизнь с воспитанием детей. Учиться в пос­левоенное время, не имея ни родных, ни близких, было необычайно слож­но. По рассказам Темеса, он не ос­тавлял своих питомцев, на каникулы приглашая к себе в детдом, помогал им как мог, чтобы смогли продолжать учебу. Михаил Меерович сумел пре­одолеть эти сложные житейские про­блемы.

 Более пятидесяти лет педагоги­ческой практики, причем практически все это время в должности ди­ректора сельской школы – это под­виг. Учитывая его происхождение, работать директором школы было непросто. Настойчивость и бес­компромиссность не всегда импо­нировали руководству – может быть, поэтому ему периодически приходилось менять место рабо­ты. Благодаря его опыту, умению работать с людьми, он всегда ос­тавался востребованным. Меня­лись школы, но всегда оставалась бессменной должность «директор школы» – вечный директор школы. Во время очередного перемеще­ния он назначается директором школы в мое родное село Белошицкая Слобода и работает здесь около десяти лет. Я знаю многих пе­дагогов уже из молодого поколе­ния, работавших в этой школе вме­сте с ним. Отзывы о себе он оста­вил здесь самые благоприятные за свою скромность, справедливость и понимание людей.

Работая долгое время с района­ми области, мне иногда приходи­лось встречаться со своим учите­лем. Я уже знал от него самого и от людей, близких к нему, о той страш­ной трагедии, которую ему дове­лось пережить в детстве, потеряв родных и близких людей в период Холокоста. Я понимал и сочувство­вал его горю. Все эти годы утеше­нием и отрадой ему были жена и дети.

Не так давно я встретил своего учителя в Чернигове. Первое, что мне сообщил Михаил Меерович, это то, что он разыскал своего родного брата, с которым не встречал­ся более шестидесяти лет и не знал о его существовании, а не так давно он побывал у него в гостях в Израи­ле. Нужно было видеть его глаза, чтобы понять его радость при вос­поминании о встрече с родным че­ловеком после долгой разлуки. Тог­да я искренне порадовался, что ему хоть уже и в зрелом возрасте, а по­счастливилось встретить родного человека.

Сейчас Михаил Меерович на заслуженном отдыхе. Настоящий учитель – это не профессия, а зов души. Таким он и остается. Нака­нуне профессионального празд­ника Дня учителя хочется поже­лать этому замечательному, не­угомонному человеку, Учителю с большой буквы, добра, бодрос­ти духа, хорошего настроения и радости от близких и родных, счастья в семьях родных ему лю­дей и до 120!



                           Корисні сайти
Сайт Міністерства освіти і науки України ВЕРХОВНА РАДА УКРАЇНИ Урядовий портал Інформаційна система управління освітою Сайт Чернігівської обласної державної адміністрації  Сайт управління освіти і науки Чернігівської обласної державної адміністрації  Чернігівський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти Семенівська міська рада Чернігівської області Відділ освіти, молоді та спорту Семенівської міської ради Чернігівської області Сайт м. Семенівка Сайт вчителю, учням та батькам Освітній портал «Педагогічна преса»  Украина онлайн Нова Українська школа